www.ksopp.nnov.ru


603001, Россия, Нижний Новгород
ул. Нижне-Волжская набережная, д.5/2
(831) 433-33-29

Новости

15.07.2015

14 июля 2015 года в Ульяновске состоялось заседание Совета по промышленной политике Приволжского федерального округа, в котором принял участие вице-президент РСПП, Председатель КСО РСПП в ПФО Виктор Клочай. Мы публикуем сокращенную версию его выступления, в которой отражены наиболее важные моменты, касающиеся проблем в области импортозамещения и их решения:

 - Проблема импортозамещения является важной для нашей страны  уже очень длительное время: согласно статистике, слишком много товаров и услуг Россия получала именно через импорт.

Российское правительство приняло курс на импортозамещение, а заместить импорт это не значит поменять одних поставщиков на других. Главный смысл импортозамещения – помочь своей промышленности выйти на мировой рынок и быть конкурентоспособной и экономически независимой.

Весной 2015 года Министерством промышленности и торговли РФ был издан ряд приказов, утверждающих план  мероприятий по импортозамещению в различных отраслях промышленности нашей страны. Согласно данным приказам предприятия, подавшие на рассмотрение заявку на участие в данной программе, смогут рассчитывать на стимулирование с целью модернизации производства для выпуска импортозамещающей продукции. С момента вступления приказов в силу, многими предприятиями ПФО были поданы такие заявки.

Практически во всех регионах ПФО промышленные предприятия сталкиваются с проблемами в сфере импортозамещения. Например, ЗАО «Лидер-Компаунд» в г. Саранск республики Мордовия – первое на территории  РФ и СНГ предприятие, освоившее выпуск пероксидносшиваемых компаундов для силовых кабелей среднего и высокого напряжения. В рецептуре изготовляемых компаундов предприятие полностью перешло на составляющие компоненты, изготавливаемые в России. Но начиная с 2012 года на ввозимую из-за рубежа аналогичную продукцию сняли ввозную пошлину, и данному предприятию в настоящее время крайне тяжело конкурировать с зарубежными фирмами.

Хочется также сказать о ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод». На данном предприятии освоен выпуск современных электротехнических изделий, в частности микропроцессорных терминалов типа БЭМП, по которым в настоящее время в инициативном порядке ведется разработка изделий для особых условий эксплуатации. Однако, несмотря на высокие технические характеристики устройств, не уступающие, а порой и превосходящие иностранные аналоги, отсутствие информации со стороны Федеральных органов о требуемых для импортозамещения видах электронной продукции не позволяет заводу в полной мере приступить к вышеуказанным работам.

Но есть и положительные примеры. Так в республике Татарстан предприятиями ОПК и машиностроительного комплекса активно ведутся работы по замещению импортных комплектующих в кооперации с республиканскими предприятиями, с предприятиями других субъектов РФ, иногда и собственными силами разрабатывая узлы и приборы, ранее поставлявшиеся из-за рубежа, в том числе и из Украины.

Подводя итоги, по мнению руководителей промышленных предприятий Приволжского федерального округа на данный момент решению проблем импортозамещения и повышения конкурентоспособности национальной экономики препятствуют:

- отсутствие юридического понятия «импортозамещения», что ограничивает инструменты государственной поддержки реализации инвестиционных проектов, направленных на производство импортозамещающей продукции;

- высокий уровень процентных ставок по коммерческим кредитам, ужесточение требований к залоговой массе;

- высокий уровень тарифов естественных монополий для промышленных предприятий, перекрестное субсидирование населения за счет промышленных потребителей;

- отсутствие интеграции региональных программ импортозамещения и планов импортозамещения, разработанных на федеральном уровне (Минпромторг России);

- недостаточный объем денежных средств в государственных программах софинансирования по поддержке крупных и средних промышленных предприятий со стороны федерального и региональных бюджетов для товаропроизводителей, осуществляющих производство импортозамещающей продукции;

- слабая информированность предприятий о существующих мерах господдержки и трудности доступа к её получению;

 - неразвитость инфраструктуры продвижения экспортной продукции;

 - отсутствие достаточного опыта для успешной внешней экономической деятельности у большинства предприятий;

- отсутствие доступного механизма предпроизводственного финансирования, то есть подготовка к дальнейшему серийному производству импортозамещающей продукции;

- сокращение инвестиций в инфраструктурные проекты.

Для решения задачи импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных отраслей предстоит провести следующие меры государственной поддержки:

 - снижение ставок по кредитам, создание суверенной финансовой системы;

 - ликвидация дискриминационных отношений между кредитными финансовыми организациями и предприятиями промышленности (денежные ресурсы должны стать доступными для бизнеса);

- форсирование вступления в силу подзаконных актов к федеральному закону о промышленной политике РФ;

- возобновление предоставления субсидий на НИОКР в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30.12. 2013 №1312, а также увеличение верхнего лимита стоимости инвестиционного проекта (сейчас от 150 млн. до 2 млрд. рублей);

- рассмотрение возможности разработки и запуска программы софинансирования регионально значимых программ (50% - федерация, 50% - регион);

- повышение статуса и престижа научных, инженерных       работников, рабочих специальностей, восстановление и развитие системы специализированной подготовки кадров( по заказам предприятий);

- разработка конкретного перечня наиболее чувствительных для российской промышленности товаров, по которым целесообразно начать переговоры об изменении ставок ввозных таможенных пошлин;

- обеспечение государственных закупок ВВТ для нужд государства в целях поддержки отечественных производителей в период выхода на конкурентоспособные объемы производства.

В условиях, когда доля импорта в ключевых отраслях промышленности достигла недопустимо высоких показателей (в станкостроении превышает 90 %, в тяжелом машиностроении составляет от 60 до 80%, в электронной промышленности – от 80 до 90%) импортозамещение является для России важнейшим элементом экономической политики и инструментом достижения главной цели – обеспечения национальной безопасности. Мероприятия по импортозамещению не должны ограничиваться одним лишь производством отечественной продукции взамен ранее ввозимой. Необходима разработка и реализация комплекса заградительных мер на ввоз в страну товаров по демпинговым ценам…